Неофициальный сайт Школы "ШИК 16", отражает жизнь школы в период с 2009 по 2018 годы.

История школы

Web-архив школы

С 01 октября 2016 года ГАОУ  Школа «ШИК 16» открывает свои двери для ШИКарных Дошколят!

Приглашаем Вас принять участие в наших ШИКарных дополнительных программах!

Биометрическая система контроля доступа в ГБОУ СОШ «ШИК 16»

Директор школы

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

Боос Надежда Валентиновна (до марта 2018 года)

Общение

ШИК СМИ

Галереи

Музыкальная школа

Статья(Абдюханова А.Б.:Возможность формирования экологической культуры у младших школьников...

 

Абдюханова А.Б.,

учитель английского языка

ГОУ Общеобразовательная школа-интернат № 16

общего (среднего) образования

с углубленным изучением отдельных предметов,

г. Москва

 

Возможность формирования экологической культуры у младших школьников при реализации воспитательно-развивающего потенциала обучения иностранному языку

Происходящие изменения в государственной политике страны неизменно ведут к изменениям в области образования. Одним из таких изменений стало внедрение Федерального государственного стандарта (ФГОС) второго поколения. 

Особый акцент в новом стандарте делается на формирование личностных характеристик и умений, которыми должен обладать выпускник современной начальной школы, в частности умения легко адаптироваться   в  социуме, быть  способным  активно влиять на него, взаимодействовать с окружающим миром, включая не только представителей социума, но и  ближайшую окружающую среду и  природный мир. Согласно Концепции духовно-нравственного воспитания (2009) природа (окружающая среда и природный мир) включена в базовые национальные ценности, что позволяет рассматривать в их числе экологические (природные) ценности, усвоение которых должно привести школьников к осознанию сложившейся неблагоприятной экологической ситуацией в российском обществе и во всем мире. Такая ситуация предполагает целесообразность рассмотрения  экологических ценностей в контексте содержания  обучения различным дисциплинам на разных ступенях общего образования, в том числе на начальной ступени общего образования.  Освоение экологического компонента содержания обучающимися начальной школы сопровождается освоением и осознанием ими этических норм, присущих экологосообразному поведению в системе «человек-общество-природа».    

Одна из ведущих ролей в осуществлении процесса общекультурного развития младших школьников может и должна принадлежать предметам гуманитарного цикла. При этом особенно следует отметить воспитательно-развивающий потенциал предметного и процессуального содержания учебной дисциплины «Иностранный язык»,  средствами которой осуществляется общекультурное развитие, сопряженное не только с приобщением к культуре народа, языком которого дети начинают овладевать, обучением общению с иным социумом, но и с обучением общению с окружающей средой и  формированием экологически грамотной личности и ее экологической культуры, что определено личностными, общественными, государственными, мировыми потребностями в связи со сложившимся мировым экологическим кризисом.

Если рассматривать формирование экологической культуры  в процессе иноязычного образования с позиции достижения предметных и метапредметных результатов [4], то оно не только не нарушает процесс достижения этих результатов, но и способствует ему, поскольку происходит в курсе овладения коммуникативной компетенцией     в социокультурном     контексте обучения. 

Начальное иноязычное образование может сыграть немаловажную роль в формировании  экологической культуры, поскольку приобщение ребенка к иностранному языку как к новому средству общения и иной культуре сопровождается также:

1) формированием социального опыта ребенка [1], который может быть экологоокрашенным;

  1. 2)                овладением школьником прагматическими экологическими социально значимыми знаниями, умениями и навыками, т.е. экологической этикой, обусловливающей его экологосообразное поведение во взаимоотношениях с  окружающей средой и природным миром.

Воспитательно-развивающий потенциал начального иноязычного образования раскрывается в специфике его содержания и открытости программ и создает реальную возможность как для формирования у младшего школьника готовности осуществлять на элементарном уровне межкультурное и межличностное общение (достижение прагматических целей), так и для воспитания и разностороннего развития ребенка (достижение психолого-педагогических целей) [3, с.127-128], что включает  формирование готовности к экологически грамотному взаимодействию с природой как комплекса личностных социально значимых качеств необходимых для осуществления экологосообразного поведения. Подобная готовность включает следующие составляющие:

  1. 1)                мотивационную готовность – положительное отношение к взаимодействию с природой;
  2. 2)                познавательную (когнитивную) – достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
  3. 3)                волевую готовность – достаточно высокий уровень развития произвольного (сознательного) поведения;
  4. 4)                коммуникативную готовность – готовность осуществлять общение со сверстниками и совместную деятельность с ними и взрослыми в сфере взаимодействии с окружающей средой. 

В соответствии с Примерными программами для начальной школы по иностранному языку [3, с.113] в состав предметного содержания письменной и устной речи как форм общения включен раздел «Мир вокруг меня», в рамках которого возможна передача обучающимся определённых сведений о природе, диких и домашних животных страны/стран  изучаемого языка и своей страны/ региона проживания и защиты животных. Включение этого раздела в содержание обучения иностранному языку на начальной ступени образования, расширяя кругозор  младшего школьника о природе на соответствующем языковом материале, должно позволить в то же время  развивать его коммуникативные умения и познавательные способности и осуществлять нравственное воспитание на элементарном уровне через присвоение ребёнком экологических ценностей, приобщая его тем самым к одной из базовых национальных ценностей, имеющей универсальный  характер, - природе [2,    с.18].

Список литературы

  1. Бухарова, Ю.А. Формирование социального опыта младших школьников в процессе обучения (на примере учебного предмета «Иностранный язык»): Автореф. канд. пед. н., 13.00.01. - М., 2002. -  19 с.
  2. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. - М.: Просвещение, 2009. -  23 с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. -  231 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

Понравилась статья? Поделись ей:

Facebook Twitter LinkedIn ВКонтакте LiveJournal Мой мир Я.ру Одноклассники

Недостаточно прав для комментирования

Опрос

Какое отношение Вы имеете к интернату №16?

Мой ребенок учится в этой школе - 19.3%
Ищу школу моему ребенку - 28.2%
Я бывший ученик этой школы - 8.4%
Я учусь в этой школе - 20%
Просто заглянул на этот сайт - 8.9%
Мои друзья учатся в этой школе - 3.6%
Я работаю в этой школе - 9.2%
Я работал (а) в этой школе - 2.4%

Total votes: 415
The poll has expired
Refresh results

02 Последние комментарии

  • Команда регби

    • Большое спасибо!

      Подробнее...

       
    • Добрый день! Телефон для связи с тренером по регби Александром Михайловичем: 89169067349

      Подробнее...

       
    • Добрый день, Ольга Владимировна! Не могли бы вы дать мне, информацию о тренере Александре Михайловиче ...

      Подробнее...

  • Письмо Х.К. Андерсену из ХХI века 4 "Б"

  • Учебные периоды в 2012-2013 учебном году

    • Уважаемы преподаватели, добрый день. Уточните пожалуйста информацию о датах дополнительных каникул ...

      Подробнее...

07 Общение

08 Форум

Неофициальный сайт Школы "ШИК 16", отражает жизнь школы в период с 2009 по 2018 годы.