Статья(Абдюханова А.Б.:Возможность формирования экологической культуры у младших школьников...
- Подробности
- Опубликовано 13.06.2012 13:38
- Автор: Алия Булатовна Абдюханова
- Просмотров: 2084
Абдюханова А.Б.,
учитель английского языка
ГОУ Общеобразовательная школа-интернат № 16
общего (среднего) образования
с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Москва
Возможность формирования экологической культуры у младших школьников при реализации воспитательно-развивающего потенциала обучения иностранному языку
Происходящие изменения в государственной политике страны неизменно ведут к изменениям в области образования. Одним из таких изменений стало внедрение Федерального государственного стандарта (ФГОС) второго поколения.
Особый акцент в новом стандарте делается на формирование личностных характеристик и умений, которыми должен обладать выпускник современной начальной школы, в частности умения легко адаптироваться в социуме, быть способным активно влиять на него, взаимодействовать с окружающим миром, включая не только представителей социума, но и ближайшую окружающую среду и природный мир. Согласно Концепции духовно-нравственного воспитания (2009) природа (окружающая среда и природный мир) включена в базовые национальные ценности, что позволяет рассматривать в их числе экологические (природные) ценности, усвоение которых должно привести школьников к осознанию сложившейся неблагоприятной экологической ситуацией в российском обществе и во всем мире. Такая ситуация предполагает целесообразность рассмотрения экологических ценностей в контексте содержания обучения различным дисциплинам на разных ступенях общего образования, в том числе на начальной ступени общего образования. Освоение экологического компонента содержания обучающимися начальной школы сопровождается освоением и осознанием ими этических норм, присущих экологосообразному поведению в системе «человек-общество-природа».
Одна из ведущих ролей в осуществлении процесса общекультурного развития младших школьников может и должна принадлежать предметам гуманитарного цикла. При этом особенно следует отметить воспитательно-развивающий потенциал предметного и процессуального содержания учебной дисциплины «Иностранный язык», средствами которой осуществляется общекультурное развитие, сопряженное не только с приобщением к культуре народа, языком которого дети начинают овладевать, обучением общению с иным социумом, но и с обучением общению с окружающей средой и формированием экологически грамотной личности и ее экологической культуры, что определено личностными, общественными, государственными, мировыми потребностями в связи со сложившимся мировым экологическим кризисом.
Если рассматривать формирование экологической культуры в процессе иноязычного образования с позиции достижения предметных и метапредметных результатов [4], то оно не только не нарушает процесс достижения этих результатов, но и способствует ему, поскольку происходит в курсе овладения коммуникативной компетенцией в социокультурном контексте обучения.
Начальное иноязычное образование может сыграть немаловажную роль в формировании экологической культуры, поскольку приобщение ребенка к иностранному языку как к новому средству общения и иной культуре сопровождается также:
1) формированием социального опыта ребенка [1], который может быть экологоокрашенным;
- 2) овладением школьником прагматическими экологическими социально значимыми знаниями, умениями и навыками, т.е. экологической этикой, обусловливающей его экологосообразное поведение во взаимоотношениях с окружающей средой и природным миром.
Воспитательно-развивающий потенциал начального иноязычного образования раскрывается в специфике его содержания и открытости программ и создает реальную возможность как для формирования у младшего школьника готовности осуществлять на элементарном уровне межкультурное и межличностное общение (достижение прагматических целей), так и для воспитания и разностороннего развития ребенка (достижение психолого-педагогических целей) [3, с.127-128], что включает формирование готовности к экологически грамотному взаимодействию с природой как комплекса личностных социально значимых качеств необходимых для осуществления экологосообразного поведения. Подобная готовность включает следующие составляющие:
- 1) мотивационную готовность – положительное отношение к взаимодействию с природой;
- 2) познавательную (когнитивную) – достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
- 3) волевую готовность – достаточно высокий уровень развития произвольного (сознательного) поведения;
- 4) коммуникативную готовность – готовность осуществлять общение со сверстниками и совместную деятельность с ними и взрослыми в сфере взаимодействии с окружающей средой.
В соответствии с Примерными программами для начальной школы по иностранному языку [3, с.113] в состав предметного содержания письменной и устной речи как форм общения включен раздел «Мир вокруг меня», в рамках которого возможна передача обучающимся определённых сведений о природе, диких и домашних животных страны/стран изучаемого языка и своей страны/ региона проживания и защиты животных. Включение этого раздела в содержание обучения иностранному языку на начальной ступени образования, расширяя кругозор младшего школьника о природе на соответствующем языковом материале, должно позволить в то же время развивать его коммуникативные умения и познавательные способности и осуществлять нравственное воспитание на элементарном уровне через присвоение ребёнком экологических ценностей, приобщая его тем самым к одной из базовых национальных ценностей, имеющей универсальный характер, - природе [2, с.18].
Список литературы
- Бухарова, Ю.А. Формирование социального опыта младших школьников в процессе обучения (на примере учебного предмета «Иностранный язык»): Автореф. канд. пед. н., 13.00.01. - М., 2002. - 19 с.
- Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 231 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Подробнее...