Урок во 2 классе с элементами ФГОС (учитель Изотова И.В.)
- Подробности
- Опубликовано 18.06.2013 14:41
- Автор: Елена Алексеевна Александрова
- Просмотров: 2957
1. Музыка
2. Учащиеся 2 класса
3. Возраст 7-8 лет
4. Цель урока: научить выявлять общее и особенное между произведениями разных видов искусств.
Задачи:
- Научить слушать музыку и грамотно её понимать.
- Развить художественно-образное мышление и творческое воображение.
- Аннотация к уроку.
Тему урока, ученики формулируют самостоятельно в процессе изучения материала. Возможная личностно-значимая проблема: настроить учащихся на размышление о собственном духовном мире, помочь раскрыть красоту и выявить средства выразительности в описании весенней природы. На уроке используются интонационно-стилевое постижение музыки; дискуссия; размышление о музыке; наглядно-дедуктивный (сравнение), частично-поисковый методы, моделирование, импровизация. Также дети, играют на элементарных детских музыкальных инструментах, самостоятельно определяют музыкальный размер услышанных произведений, «рисуют» рукой движение музыкальной мысли. Проводится интеграция с предметом литературное чтение. Метапредметная связь прослеживается в решении логических задач на разных этапах урока.
5. Программное обеспечение
Презентация, аудиоряд, перкуссионные инструменты.
6. Ключевые слова
«Рисуем» музыку, звуки-краски, пластическое интонирование, звуковая имитациямузыкальное мышление.
7. Автор: Изотова Ирина Викторовна – учитель музыки
8. ГБОУ г.Москва школа-интернат,среднего полного общего образования с углублённым изучением отдельных предметов эстетического цикла № 16
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: Урок-размышление.
Музыкальный материал:
1. А. Вивальди «Весна» 2 часть. (фрагмент) для сопровождения презентации.
2. Э. Григ «Утро» - слушание, анализ.
3. П. Чайковский «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года» - «слушание рукой».
4. «Солнечная капель» С. Соснина, В. Вахрушевой-разучивание песни. Исполнение в сопровождении перкуссионными музыкальными инструментами.
План урока
1 |
Организационный момент |
2 мин |
2 |
Вступительная беседа |
3 мин |
3 |
Изучение новой темы |
25 мин |
4 |
Работа над песней |
10 мин |
5 |
Подведение итогов |
5 |
Ход урока
1. Организационный момент.
Вход в класс под музыку А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года» (звучит фрагмент)
Приветствие.
2. Вступительная беседа.
Учитель: Здравствуйте ребята, скажите музыка, под которую в сегодня вошли в класс создаёт, у вас какое настроение? А какому времени года соответствует настроение этого музыкального произведения? Как вы думаете почему?
Дети: (Ответы детей выписаны как предположительные. Они являются для учителя ориентирами его действий). Я думаю, что весне, потому что музыка нежная, слышно, как капают сосульки, солнечная, немного грустная совсем чуть-чуть.
Учитель: Правильно, наступление весны все люди ожидают как то особенному. Солнце начинает пригревать, светит ярче, и природа оживляется после долгой зимней спячки, и улыбок на лице прохожих становится больше. А сейчас мы посмотрим слайды, как художники изображают весну в своих произведениях.
Просмотр презентации.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему одно и тоже время года, весну, каждый художник изобразил по-разному?
Дети: Каждый человек видит, по-своему красоту природы. Кому-то нравятся облака, кому-то проталины на снегу.
Учитель: А в какое время суток, нарисованы большинство увиденных нами картин?
Дети: Утром, днём.
Учитель: А как вы узнали? Какие краски использует художник?
Дети: Солнце светит очень ярко, высоко, от деревьев падает тень.
Краски светлые, тёплые.
3. Изучение новой темы.
Учитель: А сейчас мы «увидим» как композитор «нарисовал» утро в своём произведении. Как «рисуют» композиторы музыку?
Дети: Композитор «рисует музыку» звуками.
Учитель: Сейчас мы послушаем музыку норвежского композитора Эдварда Грига. Он очень любил суровую красоту Норвегии и во всех своих произведениях воспевал её природу.
Слушаем «Утро» Э. Грига.
Учитель: Давайте нарисуем картину утра словами. Что происходит с природой утром.
Дети: Природа просыпается, поднимается солнышко, птицы начинают петь, ветерок будит цветы, все растения тянутся к солнцу.
Учитель: Совершенно верно, мы увидели это в музыке Грига?
Дети: Да.
Учитель: А теперь нарисуем эту музыку руками. Возьмите в свою руку воображаемую кисточку-звук и ведите его, строго следуя за движением музыкальной темы.
Повторное слушание с пластическим интонированием.
Дети «рисуют» рукой движение музыки. Важно, чтобы они уловили рельефность музыкальной ткани. Высказались о том, что трудно было идти за мелодией.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему музыка то поднималась вверх как солнце и растения, то опускалась?
Ответы детей
Может быть, потому что она намного богаче рисует природу утра, чем мы можем описать словами? Утро пробуждает не только солнце и растения, она пробуждает и горы, и моря, поля, леса, поднимает людей на новые свершения. Вот почему было трудно уловить её движение. А как композитору удалось передать картину утра, это постепенное пробуждение?
Дети: Музыка сначала была тихой, затем становилась всё громче. И даже трудно было рисовать маленькой кисточкой, хотелось рисовать всей рукой, ладошкой..
Учитель: Правильно, и такое движение от тихого к громкому, в музыке называется крещендо – постепенное нарастание силы звука. Мы это крещендо руками уже показали.
Учитель: А сейчас послушаем музыку русского композитора П. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».
Слушаем «Апрель» Чайковского без объявления названия.
Учитель: Отличается ли эта музыка от предыдущего, чем?
Ответы детей
Дети: Эта музыка подвижная чем предидущая.
Учитель: Если у Грига мы услышали пробуждение всей природы, то здесь говорится о чём то одном, маленьком. Произведение называется «Апрель». А какой цветок цветёт в апреле?
Дети: Подснежник.
Учитель: Правильно. Каждое произведение в цикле «Времена года» имеет 2 названия: месяца и того, что происходит именно в этом месяце. Но Чайковский больше любил ландыши, которые цветут в мае, и когда писал эту музыку, представлял себе ландыш.
Рисую на доске под музыку изображение ландыша (стебель, листок, цветки). Дети рисуют в пространстве.
А какими музыкальными инструментами мы можем передать характер музыки?
Дети: Колокольчики, треугольник, металлофон.
Учитель: давайте возьмём инструменты и дополним музыку апреля новыми звучаниями, но сначала определим музыкальный размер, какой танец напоминает ритм музыки?
Дети: Ритм вальса, значит трёхдольный размер ( Несколько учеников играют на колокольчиках и треугольниках, учитель на металлофоне). Важно прочувствовать 1 долю каждого такта.
Учитель: Молодцы ребята.
Вот мы с вами увидели картины художников, услышали музыку про весну, а кто ещё может воспевать красоту весны в своих произведениях, кроме художников и композиторов?
Дети: Писатели, поэты.
Учитель: Вы изучали на уроке литературного чтения стихотворения о весне? Кто хочет выразительно рассказать понравившееся?
Ответы детей.
Учитель: А давайте попробуем назвать самостоятельно тему нашего урока. Даю подсказку, о каком времени года мы говорили на уроке? С произведениями, каких видов искусств познакомились?
Дети: Весна в произведениях изобразительного искусства, музыки и литературы.
Учитель: Значит – Весна: поэт-художник-композитор.
4. Работа над песней
Мы сегодня слушали инструментальную музыку, но есть ещё музыка для пения, как она называется?
Дети: Вокальная.
Учитель: Правильно. А песенка наша тоже о весне с весёлым названием «Солнечная капель». Послушайте, я её исполню, затем мы вместе разучим 2 куплета.
Раздаю тексты песен. Работа над ритмом и чистотой интонирования.
Учитель: Скажите ребята, какими музыкальными инструментами мы можем изобразить капель?
Дети: Треугольники, металлофон.
Учитель: Давайте исполним эту песню ещё раз, а на припеве будем подыгрывать треугольниками и металлофоном.
5. Подведение итогов.
- Что объединяет произведения искусства, изученные на уроке?
- Что особенного в передаче картин природы людьми разных профессий?
- Какое новое слово мы узнали на уроке, что оно означает?
- Почему все люди так любят весну?
Оцениваю учащихся активно работавших на уроке.
Домашнее задание. Нарисовать весну и найти стихотворение соответствующее вашему рисунку.
Подробнее...