Дисграфия, дислексия
- Подробности
- Опубликовано 27.09.2013 07:34
- Автор: Васильева Галина Николаевна
- Просмотров: 1811
Дислексия и дисграфия: кто виноват и что делать?
Что делать, если у ребёнка обнаружилась дисграфия?
Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребёнком. Логопедические занятия обычно проводятся по определённой системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука; выделение грамматических элементов слов. Ребёнок должен усвоить, как произносятся определённые звуки и какой букве на письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твёрдое произношение от мягкого, глухое – от звонкого. Тренировка ведётся путём повторения слов, диктанта, подбора слов с заданным звуком, анализа звуко-буквенного состава слова. Используется наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв. Стремиться наращивать скорость письма и чтения не следует – ребёнок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки, буквы.
Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь коррекционному процессу, порекомендовав определённые стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное - помнить, что дисграфия и дислексия – это состояния, для преодоления которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда, учителя и родителей.
Есть несколько упражнений, которые помогут справиться со специфическими ошибками письма:
- Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребёнок в любом тексте (кроме газетного) зачёркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные, например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых имеются проблемы (р-л, с-ш и др.). Через 2 – 2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.
- Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребёнка, и он будет делать меньше ошибок (это очень воодушевляет). Пишите тексты по 15-20 слов с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте, просто пометьте на полях цветной ручкой (но не красной!). Затем дайте ребёнку тетрадь на исправление. Ребёнок имеет возможность не зачёркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, исправлены, а тетрадь в хорошем состоянии.
- Давайте ребёнку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Занимаясь с ребёнком, помните несколько основных правил:
- На всём протяжении специальных занятий ребёнку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома, он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
- Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Лучше, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребёнок при этой проверке, проводит её без акцентов, скрыто. Может быть для ученика без проблем это и не имеет значения, но у нашего контингента может развиваться невроз. Поэтому, если необходимо провести такую проверку, то сделать это необходимо в щадящей форме.
- Подход «больше писать и читать» успеха не принесёт. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребёнком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнение на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Многочисленные ошибки, которые сделает ребёнок в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
- Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребёнка что-то не получается. Очень важно не показать ребёнку свою эмоциональную вовлечённость: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – это будет способствовать устойчивым, хорошим результатам.
Подробнее...