Неофициальный сайт Школы "ШИК 16", отражает жизнь школы в период с 2009 по 2018 годы.

История школы

Web-архив школы

С 01 октября 2016 года ГАОУ  Школа «ШИК 16» открывает свои двери для ШИКарных Дошколят!

Приглашаем Вас принять участие в наших ШИКарных дополнительных программах!

Биометрическая система контроля доступа в ГБОУ СОШ «ШИК 16»

Директор школы

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

Боос Надежда Валентиновна (до марта 2018 года)

Общение

ШИК СМИ

Галереи

Музыкальная школа

Зачем нужны домашние задания

Методический журнал «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ» за ноябрь 2011. Учебная деятельность школьника состоит не только из занятий в классе, но и из домашних заданий. Но если построение уроков в школе − дело педагога, то организация домашней работы зависит от самого ребенка. И очень важно, чтобы родители и дети знали, как следует выполнять эту работу, чтобы избегать переутомления и достигать желаемых результатов. Функции домашнего задания На уроках требуется концентрированное запоминание, и полученные знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы сохранить их в памяти долговременной, необходимо последующее повторение. Домашняя работа помогает более глубокому усвоению материала, дает возможность совершенствовать умения и навыки, развивает у ребят прилежание и самостоятельность. 1. Стимулирование познавательного интереса ребенка, желания знать как можно больше по предмету или по теме. Особую роль здесь играют дифференцированные домашние задания. 2. Развитие самостоятельности, усидчивости и ответственности за выполняемое задание. 3. Выравнивание знаний, умений и навыков школьника в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-нибудь довольно сложную тему. 4. Возможность лучше понять материал, углубиться в него, найти непонятные для себя места, которые учителю придется объяснить еще раз. Благодаря допущенным в домашних заданиях ошибкам, исправленным педагогом, школьник может задать преподавателю вопросы и восполнить пробелы в знаниях. Ошибки – естественная составляющая часть учебного процесса. Ребенок должен научиться исправлять их с пользой для себя и не испытывать по этому поводу комплексов. 5. Содержание задания должно учить ребенка рассуждать, советоваться с самим собой, без наличия педагога взвешивать все «за» и против». Итак, можно выделить следующие значения домашнего задания: • воспитание у ребенка волевых усилий, ответственности и самостоятельности; • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы; • формирование умения добывать необходимую информацию из справочников, пособий, словарей; • развитие исследовательских умений школьника (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т.д.). Причины плохого качества домашней работы Практика показывает, что самыми распространенными недостатками выполнения домашних заданий являются следующие. 1. Неумение организовать свое рабочее место и время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению темы. 2. Многие дети при подготовке заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое освоение материала, не умеют расчленять его на смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. 3. Задания часто выполняются без предварительного усвоения теории, на которой они базируются. И это ведет к существенным недочетам и ошибкам. Организация занятий От того, насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Выполнение задания будет результативным, если: • школьник хорошо знает последовательность и логику действий при его выполнении; • задание учитывает возрастные особенности и интересы детей, индивидуальные качества личности ребенка; • четко определены сроки завершения задания; • окончание работы сопровождается чувством удовлетворения. Постоянное время для приготовления домашних заданий – основа привычки к систематическим занятиям. У школьников, привыкших делать уроки в одни и те же часы, к этому моменту возникает необходимый настрой на напряженную работу. Также важно заранее определить время окончания работы и время перерывов. Заканчивать работу следует не позднее чем за 2,5–3 часа до сна. Впрочем, после прогулки перед сном можно уделить минут 7–10 для того, чтобы зрительно восстановить в памяти освоенный материал (пробежать его глазами, но не учить!). Часто школьники (особенно средних и старших классов) жалуются, что просто физически не успевают сделать все уроки. Обычно дело заключается в том, что объем и трудность заданий в различные дни недели неодинакова. Поэтому уже в начале каждого полугодия (когда меняется расписание) можно завести специальный дневник нагрузок, чтобы отмечать в нем время, необходимое в течение каждого дня для выполнения домашней работы. Анализ этого дневника уже через пару недель позволит спланировать выполнение заданий таким образом, чтобы часть из них сделать заранее, перенеся с наиболее сложных дней на относительно свободные. Если же ребята оставляют все на последний момент, то им нередко приходится прибегать к ночным бдениям за уроками, из-за чего сокращается время сна, да и заснуть оказывается труднее. В результате происходит перегрузка, а пробелы в знаниях последовательно нарастают, подобно снежному кому. Задание Проверь организацию домашней работы. Попытайся вспомнить, как ты выполнял домашние задания накануне, и ответь на вопросы: 1. Когда ты начал их делать?_____________ 2. Чем ты занимался перед выполнением домашней работы? ____________ 3. В какой последовательности ты делал задания по предметам? ______ 4. Почему именно в этой последовательности? ______________________ 5. Сколько у тебя было перерывов во время приготовления уроков? ____ 6. Что ты делал в эти перерывы?__________ 7. Сколько времени в общей сложности заняли у тебя перерывы (минут)?________ 8. Когда ты закончил выполнять домашние задания?____________________ Теперь сделай выводы: А) Была ли твоя работа эффективной? Да/нет. Б) Что тебе надо изменить в организации домашних занятий?________ Планирование и порядок выполнения заданий В каком порядке делать задания? В начале занятий умственная работоспособность бывает относительно низкой и постепенно, в продолжение 7–10 мин., нарастает (период врабатывания). Чтобы ускорить врабатывание, перед выполнением уроков можно в течение 1,5–2 мин. сделать несколько простых движений (но, конечно же, не до утомления): повороты и наклоны головы, вращения глазами, махи рука ми и др. Помогает и сам процесс подготовки: когда школьник раскладывает на столе в определенном порядке учебники, тетради и другие принадлежности, он уже настраивается на конкретный порядок работы. Учитывая низкий уровень работоспособности вначале, не следует сразу браться за самые сложные задания. На них порой уходит много времени, что-то не удается, ребенка это нервирует, и у него пропадает желание заниматься дальше. И все-таки здесь нельзя быть категоричным, потому что предпочтение первого задания зависит от личного отношения к предметам, особенностей в усвоении учебного материала и пр. У каждого есть любимые дисциплины и преподаватели и те предметы, которые даются с трудом или просто неинтересны. Поэтому школьнику следует установить свою шкалу трудности дисциплин и придерживаться ее при выполнении заданий. Нужно учитывать и индивидуальные психологические свойства ученика. Например, если он входит в работу легко и вначале занимается более продуктивно, чем в конце, но относительно быстро утомляется или теряет интерес к занятиям (холерик), то ему надо начинать самого сложного предмета. Если же школьник втягивается в работу медленно, много времени тратит на раскачку, продуктивность нарастает постепенно, но работоспособность сохраняется дольше, усталость появляется позднее (флегматик), то ему, а лучше начинать со средних по трудности заданий и постепенно переходить к более сложным. Если ученик вообще с трудом приступает к домашним заданиям и его нервирует любая неудача при их вы полнении (меланхолик), то желательно начинать с самых простых, успех в которых приносит ему удовлетворение и желание добиться новых положительных результатов. Примерно в течение 15–20 мин. у младших школьников и 20–25 мин. у учащихся средних и старших классов умственная трудоспособность сохраняется на высоком уровне (период устойчивой работоспособности). Именно этот этап и необходимо посвящать наиболее сложным заданиям. Но затем примерно через 20–30 мин. у учеников младших классов и после 30–40 мин. непрерывной работы у более старших ребят постепенно начинает развиваться утомление, когда деятельность не только оказывается малопродуктивной, но и заставляет организм работать с большим напряжением. Наступление утомления означает, что эффективность труда снижается, поэтому необходимо периодически делать короткие перерывы, которые бы предупредили раннее утомление и повысили работоспособность. Если же продолжать заниматься, то результат будет неутешительным: переутомление скажется на уменьшении интереса к учебе, вызовет плохие отметки и вообще неудовлетворенность самим обучением. Понятно, что в этом случае падает учебная мотивация. Перерывы нужно планировать заранее. Какие- либо общие рекомендации невозможны, потому что время врабатывания, устойчивой высокой трудоспособности и наступления утомления у каждого свое. Лучше всего поступать следующим образом. Предположим, ученик знает, что он может непрерывно работать до возникновения утомления 25 минут. Тогда надо так спланировать выполнение уроков, чтобы очередное задание он сумел закончить минут через 30–35. Почему не раньше? Дело в том, что обычно даже при наступающем (небольшом) утомлении происходит некоторый эмоциональный подъем в предвкушении приближающегося результата, благодаря которому школьник способен работать достаточно продуктивно еще минут 7–10. Если же в это время прекратить занятия, то даже во время паузы голова ребенка будет все-таки оставаться в работе, он будет продумывать недоделанную часть задания (ведь осталось-то всего ничего). Разумеется, тогда не может быть речи о полноценном отдыхе и восстановлении умственной трудоспособности. Если же ученик закончит задание до перерыва, то на фоне позитивных эмоций и последующее восстановление будет протекать гораздо эффективнее. Иногда порядок выполнения уроков приходится менять. Например, если ученик встречается с трудностями при решении сложных задач по математике или физике, то эту работу необходимо перенести на конец занятий (и сделать после последнего перерыва), иначе затраченное на решение значительное время не позволит как следует подготовиться по другим предметам. Особенности выполнения домашних заданий Прочность знаний зависит от того, насколько вдумчиво и планомерно занимается школьник в течение года. Особое место принадлежит восприятию ново го материала уже в классе, при его изложении учителем. Именно этим во многом определяется успешность домашней работы. Поэтому на уроке ребенку следует быть активным, внимательно слушать объяснения педагога и анализировать высказывания соучеников, вдумчиво относиться к ответам на вопросы. Важно не стесняться задавать вопрос, если что-то непонятно. Школьник должен всегда стараться расти в плане самостоятельности. Это касается и пользования справочниками и словарями, чтобы уметь отыскивать значения незнакомых слов и выражений; и способности находить нужную информацию с помощью компьютера. Зачастую проблемы возникают из-за того, что ученик недостаточно полно или точно записал задание. Приступая к домашней работе, следует убедиться в правильности записей в дневнике. При сомнениях не надо стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам. Важно, чтобы ребенок психологически настроился на выполнение работы и прочное усвоение материала. Для этого он должен детально продумать основную цель задания: что необходимо получить в конце? При этом ему нужно стремиться к глубокому осмыслению и усвоению темы. Если в школе проходили трудный материал, то его требуется повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить и запомнить. Дело в том, что через час из усвоенного на уроке в памяти остается лишь 44%, а через 2,5–8 часов – только 28%. В таком случае восстановление в памяти информации в первые 4–6 часов после ее получения позволяет достаточно надежно отложить ее в долговременной памяти. Выполняя задание, нужно не просто думать, что следует сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов можно этого добиться. Изучая материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить, потому что логическое осмысление делает полученные знания более прочными. Этому же способствует и поиск связей между новыми понятиями и явлениями и известными ранее. Такой подход позволяет сформировать у ученика отношение к данному учебному предмету как к единой науке, а не к набору разрозненных фактов и явлений. Большое задание лучше разбить на части и работать над каждой из них в отдельности. Но разбивать следует не по объему материала, а таким образом, чтобы все части имели определенную завершенность. Лишь после надежного освоения каждой части их можно соединить вместе. Памятка школьнику • Готовиться к сочинениям и докладам нужно заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день. • Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и применять их при подготовке устных уроков. • Надо составлять план устного ответа и проверять себя. • При чтении параграфа учебника важно задавать себе вопросы: о ком или о чем и что говорится в тексте? • Следует искать связь нового с тем, что уже знакомо, – это способствует прочному запоминанию материала. • Стихотворение, заданное наизусть, лучше учить в несколько подходов, периодически, примерно через 1,5–2 часа повторяя его. • При пересказе текста своими словами сначала составляют план, затем выделяют основные мысли и определяют их последовательность. • Запомнить большой параграф помогают составление плана и пересказ по нему. • Выполнение разных видов заданий (устных, письменных и других) имеет свои особенности. Устные задания При подготовке устных заданий американские психологи предлагают пользоваться методом «5П», позволяющим сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогающим лучше его запомнить. 1П – просмотри текст (бегло); 2П – придумай к нему вопросы; 3П – пометь карандашом самые важные места; 4П – перескажи текст (используя ключевые слова); 5П – просмотри текст повторно. Письменные задания Перед выполнением письменной работы следует выучить или повторить все относящиеся к ней правила. Перед началом упражнения по русскому языку нужно разобрать его содержание, уяснив, что надо сделать, повторить необходимы правила и лишь после этого приступить к работе. При выполнении домашнего задания по математике прежде всего нужно хорошо разобрать условие задачи, выяснить, что дано и что следует узнать, постараться определить тип задачи и только потом приступать к ее решению. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над книгой. Вначале надо попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. За тем следует вдумчиво прочитать параграф, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого необходимо использовать приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и пр. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, то требуется еще раз поработать с книгой и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала. Такая методика относится главным образом к младшим и средним классам.

Понравилась статья? Поделись ей:

Facebook Twitter LinkedIn ВКонтакте LiveJournal Мой мир Я.ру Одноклассники

Недостаточно прав для комментирования

Опрос

Какое отношение Вы имеете к интернату №16?

Мой ребенок учится в этой школе - 19.3%
Ищу школу моему ребенку - 28.2%
Я бывший ученик этой школы - 8.4%
Я учусь в этой школе - 20%
Просто заглянул на этот сайт - 8.9%
Мои друзья учатся в этой школе - 3.6%
Я работаю в этой школе - 9.2%
Я работал (а) в этой школе - 2.4%

Total votes: 415
The poll has expired
Refresh results

02 Последние комментарии

  • Команда регби

    • Большое спасибо!

      Подробнее...

       
    • Добрый день! Телефон для связи с тренером по регби Александром Михайловичем: 89169067349

      Подробнее...

       
    • Добрый день, Ольга Владимировна! Не могли бы вы дать мне, информацию о тренере Александре Михайловиче ...

      Подробнее...

  • Письмо Х.К. Андерсену из ХХI века 4 "Б"

  • Учебные периоды в 2012-2013 учебном году

    • Уважаемы преподаватели, добрый день. Уточните пожалуйста информацию о датах дополнительных каникул ...

      Подробнее...

07 Общение

08 Форум

Неофициальный сайт Школы "ШИК 16", отражает жизнь школы в период с 2009 по 2018 годы.