Возрастные физиологические и психологические особенности детей и подростков
{davatar id=80}
Физические особенности: |
Младший школьный возраст 7-10 лет |
Средний школьный возраст 11-15 лет |
Старший школьный возраст 16-18 лет |
Рост, вес |
Рост замедляется, вес увеличивается по сравнению с предыдущим возрастом. |
Интенсивно увеличивается рост (20-25 см в год) |
Заканчивается рост. |
Нервная система |
Совершенствуется нервная система, развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитические функции коры. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. |
Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Мозг по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека, возрастает роль сознания. |
Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела- коры больших полушарий. Ритмичнее работают железы внутренней секреции, усиливается деятельность щитовидной железы. |
Кровеносная |
Несоответствие в развитии сердца и кровеносных сосудов, пульс чаще, чем у взрослого человека. |
Рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. |
Устанавливается кровяное давление. |
Опорно-двигательная система
|
Скелет подвергается окостенению, но этот процесс не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. Развиваются мышцы мелкой моторики. |
Идет процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц. Дети излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы. |
Завершается окостенение скелета, увеличивается мышечная сила. Способность выдерживать большие двигательные нагрузки. |
Психологические особенности |
|||
Вид деятельности |
Учение. Познавательная деятельность проходит в процессе обучения |
Учение, общение. |
Учение, общение. |
Память |
Наглядно-образная. |
Логическая. |
Абстрактно-логическая. |
Мышление |
Развивается от эмоционально-образного к абстрактно- логическому. |
Развивается от конкретно - образного к абстрактному, склонно к критичности. |
Высокий уровень обобщения и абстрагирования, постепенно приобретая теоретическую и критическую направленность. |
Внимание |
Непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему. |
Характерная черта - специфическая избирательность, интерес к необычному становится причиной непроизвольного переключения внимания. |
Характеризуется целенаправленностью, произвольностью, устойчивостью |
Речь |
Словарный запас 3500-4000 слов. |
Словарный запас 7000 слов. |
Словарный запас пополняется новыми терминами. |
Новообразования |
Произвольная регуляция психических процессов, построение внутреннего плана действий. |
Потребность в признании взрослости окружающими. Развиваются процессы самопознания и самоопределения. Кризис 13 лет. |
Формирование потребностно-личностной сферы убеждений. |
Подробнее...