Неофициальный сайт Школы "ШИК 16", отражает жизнь школы в период с 2009 по 2018 годы.

История школы

Web-архив школы

С 01 октября 2016 года ГАОУ  Школа «ШИК 16» открывает свои двери для ШИКарных Дошколят!

Приглашаем Вас принять участие в наших ШИКарных дополнительных программах!

Биометрическая система контроля доступа в ГБОУ СОШ «ШИК 16»

Директор школы

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

Боос Надежда Валентиновна (до марта 2018 года)

Общение

ШИК СМИ

Галереи

Музыкальная школа

Правила поведения на улице

Руководство по обучению детей (7 уроков)

1. Начните с себя

Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребёнок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, ваш муж, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребёнок так или иначе соприкасается. Возможно, наша программа обучения правилам поведения на улице, представленная на этих страницах, покажется вам поначалу слишком развёрнутой. Но шаг за шагом вы усвоите её, и тогда она предстанет как нечто само собой разумеющееся. Прежде чем вы впервые с ребёнком на руках или в коляске пересечёте проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребёнок.
Следующие правила наиболее важны:

  • По тротуару следует идти как можно дальше от проезжей части.

  • Переходя улицу, следует остановиться у проезжей части и посмотреть налево, потом направо и снова быстро налево.

  • Начинайте переходить улицу только при зелёном свете светофора.

  • Улицу переходите по возможности в безопасных местах - у светофора, на обозначенном "зеброй" переходе или, по крайней мере, на перекрестке - водители машин здесь более внимательны.

  • Никогда не бросайтесь в транспортный поток очертя голову.


Лучше всего вы преодолеете свою "внутреннюю разболтанность", если вы, ваш муж, родственники, друзья и соседи будете взаимно контролировать друг друга. Не стоит легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил дорожного движения. Без этой основы вы вообще не можете двигаться дальше. Поговорите также со всеми, кто окружает вашего ребёнка, сколько ответственности уже сегодня они могут принять на себя за его поведение на улице. Конкретная подсказка: всякий раз, когда "застукаете" себя за нарушением правил движения, уясните чётко, какой крошечный выигрыш во времени вам это принесло.

ЧТО МОГУТ САМИ ДЕТИ

Прививая детям навыки поведения на улице, необходимо учитывать уровень физического и духовного развития ребёнка (ниже приведённые данные лишь ориентировочны, поскольку все дети разные).

НАЧИНАЯ с 3-4 ЛЕТ:

  • ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

НАЧИНАЯ с 6 ЛЕТ:

  • ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;

  • большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;

  • они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

лишь

НАЧИНАЯ с 7 ЛЕТ:

  • дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

НАЧИНАЯ с 8 ЛЕТ:

  • дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же остановиться на оклик;

  • они уже наполовину опытные пешеходы;

  • они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;

  • они могут определить, откуда доносится шум;

  • они учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;

  • они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;

  • но они по-прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.

14-ЛЕТНИЕ ДЕТИ:

  • проявляют все навыки езды на велосипеде;

  • по-прежнему реагируют более замедленно, чем взрослые;

  • всё ещё с трудом правильно оценивают скорость движущегося транспорта (как и многие взрослые).

Супруги, дедушка и бабушка, друзья и соседи также должны соблюдать важнейшие дорожные правила. Хороший пример заразителен.

2. Младенец воспринимает многое

Если ещё не родившийся младенец в состоянии "запоминать" музыкальные отрывки, то в мозгу новорожденного, пусть бессознательно, чётко запечатлевается то или иное поведение. Вы приобрели определённые навыки перед первым своим выходом с ребёнком, теперь вам предстоит последовательно применять их в жизни. Таким образом, с ребёнком на руках или в коляске вы должны всегда одинаково проходить свои ежедневные маршруты. Избегайте отклонений, например перехода улицы без предварительной остановки, или в местах, где это запрещено, или на красный свет светофора. Если вы куда-то спешите, оставьте своего ребёнка по возможности дома. Неуклонно соблюдайте эти правила. Прежде всего по двум причинам: во-первых, находясь вместе с ребёнком в полосе уличного движения, вы скованы в своих действиях и не сумеете быстро уклониться от опасности, т.е. с вашей стороны требуется усиленное внимание. Во-вторых, ваш ребёнок уже многое запоминает, хотя и бессознательно. Нельзя подавать плохой пример!

Первое транспортное средство

Даже если ваш ребёнок катается перед дверью дома, ему угрожают опасности, поэтому:

  • транспортное средство должно быть абсолютно надёжным;

  • место, где ребёнок передвигается самостоятельно, должно быть свободным от других транспортных средств: не следует кататься вблизи автомобильных стоянок, а также на тротуаре, граничащем с проезжей частью;

  • вы должны иметь возможность вести постоянное наблюдение за "разрешённой зоной" из своей квартиры или постоянно находиться рядом с ребёнком.

3. Разъясняйте правила уличного движения

Как только ребёнок научится ходить, он начнёт открывать большой мир - и в том числе уличное движение. Он уже очень многое воспринимает сознательно, например всякие "мелочи", которые тем не менее очень важны. На них и надо обратить особое внимание. Останавливайтесь всякий раз на краю тротуара, перед тем как перейти улицу, и посмотрите налево - направо - налево даже в том случае, если идущий рядом с вами уже сделал это. Держите ребёнка за руку, даже если у вас много вещей.
Теперь пора начинать объяснять ребёнку свое поведение. Даже если ребенок ещё не говорит и не совсем понимает эти объяснения, ваш повторяющийся комментарий действий при переходе улицы, изложенный доступным языком, постепенно до него дойдет. Вы говорите: "Мы сейчас остановимся, прежде чем перейти улицу. Слева нет машин, справа тоже нет, быстренько посмотрим ещё раз налево. А сейчас можно идти". Или: "Стой, красный свет. Мы должны подождать, пока появится зеленый человечек. А вот теперь зелёный свет и можно переходить улицу". Это объяснит ребёнку действия матери. Он не только видит, но и слышит одно и то же, следовательно, запоминает. Таким образом, одно из самых важных упражнений при изучении правил дорожного движения состоит в следующем: поведение на улице должно быть всегда одинаковым. И по мере освоения самых повседневных вещей - как, например, ходьба, спуск с тротуара на проезжую часть, подъём по лестнице в булочную - ребёнок постепенно изучает и первые правила поведения на улице.
Но слово "изучать" нельзя понимать в данном случае буквально. Речь скорее идет о том, чтобы подыграть. Совершенно бесполезно "дрессировать" двух- или трехлётнего ребенка или, что ещё хуже, устраивать ему экзамен или опрос. Главное - подавать правильный пример. В этом возрасте это самый лучший метод обучения правилам поведения на улице. Обучать можно и в игровой форме: "Я прилетел с другой звезды, покажи-ка мне дорогу в булочную". Но не ищите недостатков и не осуждайте ребёнка, если он будет делать ошибки. Как гость с другой звезды вы можете остановиться у края тротуара и спросить: "Перед тем как перейти улицу, у нас останавливаются, смотрят налево, направо и затем снова быстро налево. У вас это делают так же?".

4. Первое приключение

ЕСЛИ ВЫ убедились в том, что ваш ребёнок твердо усвоил важнейшие правила (край тротуара - это безусловная граница, предел, дальше улицу можно переходить, только держась за руку старшего), вы можете подготовить его к следующему большому шагу к самостоятельности.

Позвольте как-нибудь вашему ребёнку пройти впереди вас по короткому маршруту длиной в несколько метров. Но по пути обращайте его внимание на особенности этого участка пути и на ваше поведение так, как вы делали до сих пор. Пожалуйста, выберите легкий маршрут без пересечения улиц, например вы можете сходить к другу, живущему по соседству. Если вы уверены, что ребёнок уже запомнил дорогу, вы можете позволить ему пройти этот участок одному. Вначале оставайтесь поблизости, чтобы наблюдать за ребёнком и вмешаться в случае необходимости. Проводите этот эксперимент только в том случае, если ребёнок тоже этого хочет. Идеальным для такой попытки может быть только маршрут, который полностью находится под вашим наблюдением или, по крайней мере, его вторая половина контролируется родителями соседского ребёнка, которых вы должны предупредить.

Следующий шаг состоит в том, что можно позволить ребёнку пойти вместе со старшими братьями или сестрами. Но будьте осторожны: по дороге дети легко отвлекаются и не думают о главном, а именно о правильном поведении. Это относится и к более старшим детям! Важно для первого этапа изучения правил дорожного движения и никогда не теряет своего значения.

Нельзя критиковать или ругать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие. Ребёнок должен видеть, что он уже чему-то научился, что вы им гордитесь. Если другие дети или взрослые неправильно ведут себя, вы должны указывать на это - ведь ребёнок может учиться и на плохих примерах, главное - самому их не подавать. Всегда проверяйте себя, не вкралась ли небрежность в ваши действия, ведь то, что вы учили с вашим ребёнком, не теряет актуальности и для вас самих.

5. Немного больше самостоятельности

Дети в возрасте четырёх-пяти лет бывают на редкость самоуверенны. Они хотят многое делать самостоятельно даже в том случае, если ещё не готовы к этому. Вообще-то так и должно быть, ведь на своих ошибках тоже учатся. Но на улице метод проб и ошибок опасен для жизни. Но что же будет, если ваш ребёнок захочет пройти один по всем маршрутам, которые он знает? В четвёртом уроке вы смогли установить, может ли ребёнок пройти короткий путь без вашей помощи. Теперь вы можете, если хотите, начать следующий этап: попробуйте потренироваться на тех маршрутах, которые ваш ребёнок сможет ежедневно проходить один. Чтобы не возникло недоразумения: ребёнок не должен идти один до далеко расположенного детского сада! Как правило, такой путь слишком опасен. Он не должен совершать этот путь даже совместно с другими детьми.
Учение в радость лишь тогда, когда знания можно немедленно продемонстрировать. Вы должны постоянно наблюдать за дорогами, по которым ребёнок ходит один.

Именно в этом таится самая большая опасность, так как за игрой или разговором дети буквально в считанные секунды забывают всё выученное.

Известно, что ребёнок, каким бы умным он ни был, может заниматься в настоящий момент только одним-единственным делом. Подыщите для занятия короткий, безопасный и хорошо проверенный маршрут, например в магазин за углом, куда ребёнок может прийти со списком необходимых покупок. Но если остановка на краю тротуара и взгляды налево - направо - налево уже надёжно закрепились, можно разрешить ему пересечь улицу в тихом квартале, но по возможности так, чтобы вы могли наблюдать за ним из своей квартиры.

Такие упражнения очень важны, и чтобы ваш ребёнок стал уверенным участником уличного движения, помните всегда о том, что он должен сам чувствовать, готов ли он к этому. Боязливому ребёнку нельзя навязывать самостоятельность. Переходите к следующему уроку только в том случае, если ребёнок сам об этом попросит и вы по собственным наблюдениям знаете, что он к этому готов.

6. Теперь это уже серьёзно

Путь в школу является первым серьёзным испытанием, которое предстоит выдержать ребёнку. Но этот путь, сопряжённый с множеством опасностей, тем не менее должен быть пройден. А это значит, что его надо запомнить и хорошо в нём ориентироваться. Может быть, следует изучить новые правила, которые пока были не нужны. Например, что означают цвета светофора, как уверенно пересечь широкую улицу, перейти проезжую часть между паркующимися автомашинами и, следовательно, научиться останавливаться не только у края тротуара. Сюда же относится езда в автобусе, подача знаков водителям на переходах "зебра" и многое другое. Чтобы ребёнок справился с этим натиском нового, вы должны все тщательно предусмотреть. Как только станет известно, в какой именно школе будет учиться ваш ребёнок, найдите на схеме города самый короткий путь. Потом пройдите сами по этой дороге и обратите внимание на опасные места:

  • улицы, где машины двигаются с высокой скоростью,

  • улицы с интенсивным движением,

  • не оборудованные светофорами опасные переходы,

  • отвлекающие внимание замечательные витрины или места для игр на противоположной стороне улицы,

  • неприметные въезды на частные участки,

  • злые собаки на земельных участках, расположенных вблизи дороги,

  • нечётко огражденные, узкие тротуары или вообще отсутствие таковых. Выясните, можно ли избежать этих опасных мест. Конечно, короткий прямой путь покажется вам поначалу проще, но лучше все-таки попробовать обойти опасные места.


Поговорите с другими родителями, чьи дети, пусть не целиком, проходят тот же маршрут до школы, возможно, им бросились в глаза и другие небезопасные вещи. И если такие места действительно невозможно обойти, обратитесь в дирекцию школы или местные органы ГАИ: возможно, они найдут способ сделать эти места более безопасными. Когда путь в школу определён, пройдите его вместе с вашим ребёнком - и даже несколько раз - до начала школьных занятий. Сначала проходите его так же, как в третьем уроке, когда вы практиковались на маленьких отрезках: сопровождайте ваш путь объяснениями, которые поначалу касаются только маршрута, чтобы ваш ребёнок научился сперва ориентироваться: "Мы идём до перекрестка с телефонной будкой, остаемся на том же тротуаре и сворачиваем по направлению к булочной. Здесь по "зебре" мы переходим на другую сторону улицы".

Если маршрут ребёнком усвоен, следует начать учиться преодолевать новые трудности: "У булочной мы переходим улицу по "зебре". Стоп! Мы должны остановиться, посмотреть налево, потом направо и потом ещё раз быстро налево. Если транспорта нет, мы переходим улицу. Но если мы видим машину, мы делаем водителю знак рукой: вот так". Если вы уверены, что ваш ребёнок хорошо изучил дорогу, правильно себя ведёт и не отвлекается на всякие интересные вещи, позвольте теперь ему вести вас. При этом необходимо, как уже отмечалось, хвалить всякое правильное действие, на ошибки указывать конкретно, не забывать о них и в следующий раз, вновь акцентируя на них внимание.
И помните: тренировка не должна быть ребёнку в тягость. Если у него сегодня нет желания, попробуйте это сделать на следующий день.
Если вы уверены, что ваш ребёнок всё прекрасно усвоил, отпустите его одного - но все ещё до начала школьных занятий. Незаметно следуйте за ним на некотором удалении, так чтобы вы могли наблюдать. Если и теперь вы заметите у него ошибки, попробуйте между делом поговорить с ним об этом. Скажите ему как-нибудь: "Я часто вижу детей, которые выбегают на "зебру", не обращая внимания на движение. Ты тоже раньше так делал. Но ты-то знаешь, как нужно поступать правильно, так ведь?" Пусть он вам объяснит, как правильно, а при ближайшей возможности и покажет (например, во время совместной прогулки по магазинам). Шестилеткам ведь ещё трудно претворять абстрактные объяснения в практику.

Что ещё важно, чтобы сделать дорогу в школу действительно безопасной:

  • По возможности не оставляйте ребёнка в большой группе с другими детьми - это отвлекает, если только старший ребёнок не окажется для вашего надёжным сопровождающим.

  • Заблаговременно отправляйте ребёнка в школу. Опоздание вызывает спешку, страх перед замечанием учителя, а это ведёт к невнимательности на улице. Если он всё же уйдет слишком поздно, дайте ребёнку письменное объяснение для учителя и напомните, что в пути он не должен нестись сломя голову.

  • Подумайте об одежде. Дети в ярких вещах, хорошо контрастирующих друг с другом, будут лучше заметны водителям автомашин, и не только в тёмное время года.


Соблюдать правила необходимо и в автомобиле.

Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:

  • Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребёнка в постоянную привычку.

  • Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.

  • Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.

  • Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от пристяжных ремней или измотают вам все нервы.

  • Прибегайте и к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.


7. Постоянное совершенствование поведения на улице

Изучение правил поведения на улице не заканчивается освоением самостоятельного пути в школу.
Во-первых, вы должны и дальше обращать внимание на собственное поведение в уличном движении и на поведение других людей из окружения ребёнка, чтобы не допустить никакой небрежности.
Во-вторых, на пути в школу могут возникнуть изменения, которые необходимо освоить и отработать, например стройка.
В-третьих, могут возникнуть новые маршруты (на уроки музыки, к новым приятелям и т.п.). В-четвёртых, со временем ваш ребёнок может потерять бдительность. Поэтому и дальше наблюдайте за ним, замечайте ошибки, ведите себя так, словно вы только что их обнаружили, ибо правильное поведение на улице останется постоянной вашей задачей, никто не возьмет её на себя.
Надо признать: нелегко нести одному полную ответственность за безопасное поведение ребёнка на улице. Но кто ещё, кроме родителей, сможет с такой отдачей выполнить все это!

Не торопитесь покупать ребёнку велосипед

Делайте всё для того, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в уличном движении, и поэтому как можно позже предоставьте в его распоряжение велосипед.
Умение ездить на велосипеде порой обманывает. В действительности дети не чувствуют себя на велосипеде уверенно до достижения ими 13-14-летнего возраста. У восьмилеток отсутствуют важные физические и духовные предпосылки, чтобы быть на велосипеде равноправным участником движения. Ведь это не так просто: по сигналу светофора немедленно останавливаться, одновременно со всеми начинать двигаться вперед, оглядываться по сторонам да ещё вытягивать руку при повороте, вписываться в узкие повороты, быстро уклоняться от столкновения, предвидеть реакцию других участников движения.
Предоставьте вашему ребёнку возможность долго кататься на роллере, это научит его держать равновесие. Не покупайте сразу по первой просьбе ребёнка велосипед.
Никогда не разрешайте вашему ребёнку до достижения восьмилетнего возраста кататься по улице на велосипеде одному, даже если он будет ездить только по тротуару. Найдите ему для этого тихие дорожки в парке или школьный двор. Но лучше всего совершать совместные прогулки по тихим, спокойным улицам или дорогам.
И ещё: купите ребенку подходящий шлем. Это относится также к детям, которые ездят на вашем велосипеде на специальном детском сиденье (лучше всего закрепить его позади седла на раме).

 

Понравилась статья? Поделись ей:

Facebook Twitter LinkedIn ВКонтакте LiveJournal Мой мир Я.ру Одноклассники

Недостаточно прав для комментирования

Опрос

Какое отношение Вы имеете к интернату №16?

Мой ребенок учится в этой школе - 19.3%
Ищу школу моему ребенку - 28.2%
Я бывший ученик этой школы - 8.4%
Я учусь в этой школе - 20%
Просто заглянул на этот сайт - 8.9%
Мои друзья учатся в этой школе - 3.6%
Я работаю в этой школе - 9.2%
Я работал (а) в этой школе - 2.4%

Total votes: 415
The poll has expired
Refresh results

02 Последние комментарии

  • Команда регби

    • Большое спасибо!

      Подробнее...

       
    • Добрый день! Телефон для связи с тренером по регби Александром Михайловичем: 89169067349

      Подробнее...

       
    • Добрый день, Ольга Владимировна! Не могли бы вы дать мне, информацию о тренере Александре Михайловиче ...

      Подробнее...

  • Письмо Х.К. Андерсену из ХХI века 4 "Б"

  • Учебные периоды в 2012-2013 учебном году

    • Уважаемы преподаватели, добрый день. Уточните пожалуйста информацию о датах дополнительных каникул ...

      Подробнее...

07 Общение

08 Форум

Неофициальный сайт Школы "ШИК 16", отражает жизнь школы в период с 2009 по 2018 годы.