Билеты к экзамену по литературе 5 а (продолжение)
- Подробности
- Опубликовано 16.04.2013 23:09
- Автор: Елена Алексеевна Александрова
- Просмотров: 2320
Билет № 14.
1. А.С.Пушкин. Биография поэта. Любовь Пушкина к народному творчеству. (Материалы учебника, часть I, стр. 81-82 и часть II, стр.135-136)
План ответа:
1. Когда и в каком городе родился А.С.Пушкин? Где крестили будущего поэта?
2. Чем был интересен дом его родителей?
3. Что означала фраза «Три Пушкина в Москве, и все они поэты»?
4. В каком возрасте у А.С.Пушкина проявилась «страсть к поэзии»?
5. На каком языке маленький поэт сочинял свои первые произведения? Что это были за
произведения?
6. Кто познакомил маленького Сашу с устным народным творчеством?
7. Как звали бабушку Пушкина по материнской линии и его няню?
8. Как называлось село (имение), в которое Пушкин приезжал маленьким мальчиком на
лето?
9. Чем запомнились А.С.Пушкину эти поездки?
2. Чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья».
*Как ты думаешь, почему в прологе к поэме А.С.Пушкин говорит о сказочных героях?
Билет № 15.
1.М.Ю. Лермонтов. Биография поэта. Стихотворение «Бородино» как отклик поэта на славную историю русского народа. (Материал учебника «Литература». Часть 2, стр. 3-4 + дополнительный материал к билету).
План ответа.
1. В каком году и в каком городе родился М.Ю.Лермонтов?
2. Кем был его отец? Как звали родителей?
3. В какой губернии прошло детство поэта?
4. Как познакомился Лермонтов с народной жизнью? О каких исторических деятелях он
узнал из народных песен и преданий?
5. Почему бабушка возила Лермонтова на Кавказ? Чем запомнился этот край будущему поэту?
6. В каких учебных заведениях учился М.Ю.Лермонтов?
7. Как называется стихотворение, которым Лермонтов откликнулся на смерть А.С.Пушкина?
8. Добавь к ответу следующую информацию:
Лермонтов зачитывался воспоминаниями знаменитого гусара Дениса Давыдова, стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А. С. Пушкина "Современник".
Впервые к теме 1812 года Лермонтов обратился в стихотворении «Поле Бородина»,
написанном в 1830 г. Но поэту казалось, что в этом стихотворении слишком много «красивостей» (много ненужных эпитетов, слишком много прилагательных).
1837 году, переработав свой юношеский набросок "Поле Бородина" в замечательное стихотворение "Бородино", Лермонтов создает произведение, ставшее лучшим во всей
русской литературе произведением об этом великом сражении. В отличие от раннего произведения «Бородино» более строгое, в нём больше картин сражения.
Литературный критик В. Г. Белинский писал: "... в каждом слове слышите солдата".
Стихотворение «Бородино»» Михаил Юрьевич Лермонтов написал, по-видимому, в
конце 1836 или в самом начале 1837 г. и отнес его для публикации в литературный
журнал «Современник», издателем которого был сам Александр Сергеевич Пушкин.
2. Чтение наизусть отрывка их стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (по выбору учащегося, но не менее 8 строф).
* В каких строках (строфах) стихотворения «Бородино» слышится голос солдата?
Билет № 16.
1.Н.В.Гоголь. Быль «Заколдованное место». Характеристика произведения.
«Заколдованное место» относится к циклу повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». (Как охарактеризовал А.С.Пушкин эту книгу? Коротко передайте его слова. Слова А.С.Пушкина см. в учебнике «Литература», часть 2, стр.9).
В основу повести положено детское воспоминание о случае, произошедшем с дедом
рассказчика. (Кратко расскажите, что это за случай).
Завязка произведения - эпизод, в котором дед решил «прихвастнуть перед чумаками», не усидел и принялся танцевать для них казачка. (Вспомните, кто такие чумаки.)
Развитие действия — попытки деда найти «заколдованное» место. Кульминацией является находка «клада». Согласно народным поверьям, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны. Охранять и указывать на клады могут наделенные особыми свойствами животные: змея, ящерицы,
голубая змейка, черный кот, прикованный цепями медведь, филин.
Клады не давались жадным, самоуверенным, слишком любопытным. Как правило, клад им не
доставался.
Представления о бесполезном кладоискательстве отразились в поговорках: «И
рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля — клад, да черти его стерегут!».
Вот и развязка повести такая: в котле обнаруживается «сор, дрязг... стыдно сказать, что
такое».
Н.В. Гоголь с юмором рассказал историю, которая позволяет читателю сделать вывод: (
А какой вывод сделаешь ты? Сформулируй этот вывод.)
Литературоведческие термины (учить)
Завязка-это событие, которое является началом, отправной точкой для всех других событий.
Развитие действия - последовательно развивающиеся события.
Кульминация - наиболее напряжённый момент в развитии действия (сюжета), решающий момент.
Развязка - окончание действия, эпизод, который завершает события.
Эпизод-фрагмент (небольшой отрывок) литературного произведения, описывающий момент
из жизни героев.
2.Чтение наизусть по выбору стихотворение одного из авторов (учебник «Литература», часть
2, стр. 124-126)
*Подбери эпитеты к слову «весна». Используй все известные тебе варианты образования
эпитетов.
Билет № 17.
1. Н.А.Некрасов. Образ Волги в стихотворении «На Волге».
Стихотворение «На Волге» Н.А.Некрасов написал в 1860 году, поэту тогда было почти сорок лет. Волгу будущий поэт увидел, когда ему не исполнилось и трёх лет. Семья Некрасовых переехала в родовое имение Грешнёво Ярославской губернии. Близ Волги проходило детство
будущего поэта. Картины подневольного труда и жизни крепостных, тягостный труд
бурлаков- всё это запало в душу Некрасова. Ещё мальчиком Николай Алексеевич
почувствовал разницу: вот могучая свободная река и тяжёлая, порой невыносимая доля простого человека.
Река Волга - центральный образ стихотворения.
Образ - это отражение в художественном произведении любого предмета из
материального мира. У этого предмета в стихотворении, рассказе, сказке и т.д. появляются характер и судьба. Например, одиноким может быть листочек, оторвавшийся от дерева, а дождевая капля может быть озорницей.
Волга в стихотворении Некрасова степенная, величавая:
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Поэт обращается к ней, как к живому существу:
О Волга!
По этой причине мы можем утверждать, что Некрасов использует олицетворение.
Олицетворение - приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Эпитет «родной» является ключевым словом, он подчеркивает отношение поэта Волге. Для него Волга – колыбель, родной дом, Родина:
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя как я?
В начале стихотворения поэт любуется рекой, но отношение к родной реке
меняется. (Докажите это. Постройте 3-4 предложения).
Поэт не смог простить родной реке безучастного отношения к страданиям простого народа. Он назвал Волгу «рекою рабства и тоски».
2. Чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге» (стр.23 от слов «О Волга!.. колыбель моя!» до слов «Не раздавался этот вой!»)
*Придумай сравнения к словам «река», «тоска», «песня». Используй все известные тебе способы создания сравнений.
Билет № 18.
1. Лирика как род литературы. Особенности лирики. Ритм. Стопа.
Лирика – это один из литературных видов. Слово «лирика» греческого происхождения: слово «лирикос» (lyrikos) значило «произносимый под звуки лиры».
Лирика - это не просто род литературы, это особый (лирический) взгляд на мир, на человека. В его основе лежат переживания, чувства.
Стихи необходимо читать. Они представляют собой сгусток эмоций и мыслей.
Жанры лирики: стихотворение (самая распространённая форма), элегия (печальное
рассуждение о смысле жизни и человеческого существования), ода (торжественное
произведение, прославляющее выдающегося человека или выдающееся событие),
послание (стихотворное «письмо»), сонет (четырнадцатистрочное стихотворение о любви, красоте, подвигах). Также к лирике относят стАнсы, песню, гимн, романс,
эпигрАмму, эпиталАму, эпитАфию.
Основой лирического произведения является ритм. Ритм - это повторение чередующихся во
времени и в пространстве каких-либо одинаковых элементов или явлений. Например,
чередуются рисуночные изображения в орнаменте, движения в танце, времена года.
Откуда же в строке (стихе) этот ритм? Он возникает за счёт чередования сильных и слабых слогов (выделяемый голосом слог - сильный, другой - слабый).
Соединение сильного и одного (или двух слабых) слогов называют стопой.
В стихотворной строке несколько стоп, сильные слоги сменяются слабыми, поэтому мы и чувствуем ритм стихотворения. Чтобы уловить ритм, нужно специально голосом выделять сильные слоги.
2.Чтение наизусть по выбору стихотворение одного из авторов (учебник «Литература», часть 2, стр. 124-126)
*Подбери эпитеты к слову «весна». Используй все известные тебе варианты образования
эпитетов.
Подробнее...