Неофициальный сайт Школы "ШИК 16", отражает жизнь школы в период с 2009 по 2018 годы.

История школы

Web-архив школы

С 01 октября 2016 года ГАОУ  Школа «ШИК 16» открывает свои двери для ШИКарных Дошколят!

Приглашаем Вас принять участие в наших ШИКарных дополнительных программах!

Биометрическая система контроля доступа в ГБОУ СОШ «ШИК 16»

Директор школы

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

Боос Надежда Валентиновна (до марта 2018 года)

Общение

ШИК СМИ

Галереи

Музыкальная школа

Билеты к экзамену по литературе 5 а (продолжение)

Билет № 14.

1. А.С.Пушкин. Биография поэта. Любовь Пушкина к народному творчеству. (Материалы учебника, часть I, стр. 81-82 и часть II, стр.135-136)

План ответа:

1. Когда и в каком городе родился А.С.Пушкин? Где крестили будущего поэта?

2. Чем был интересен дом его родителей?

3. Что означала фраза «Три Пушкина в Москве, и все они поэты»?

4. В каком возрасте у А.С.Пушкина проявилась «страсть к поэзии»?

5. На каком языке маленький поэт сочинял свои первые произведения? Что это были за
произведения?

6. Кто познакомил маленького Сашу с устным народным творчеством?

7. Как звали бабушку Пушкина по материнской линии и его няню?

8. Как называлось село (имение), в которое Пушкин приезжал маленьким мальчиком на
лето?

9. Чем запомнились А.С.Пушкину эти поездки?

2. Чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»  «У лукоморья».

*Как ты думаешь, почему  в прологе  к поэме А.С.Пушкин  говорит о сказочных героях?

Билет № 15.

1.М.Ю. Лермонтов. Биография поэта.  Стихотворение «Бородино»  как отклик поэта на славную историю  русского народа. (Материал учебника «Литература». Часть 2, стр. 3-4 + дополнительный материал  к билету).

План ответа.

1. В каком году и в каком городе родился М.Ю.Лермонтов?

2. Кем был его отец? Как звали родителей?

3. В какой губернии прошло детство поэта?

4. Как познакомился Лермонтов с народной жизнью? О каких исторических деятелях он
узнал из народных песен и преданий?

5. Почему бабушка возила Лермонтова на Кавказ? Чем запомнился этот край  будущему поэту?

6. В каких учебных заведениях учился М.Ю.Лермонтов?

7. Как называется стихотворение, которым Лермонтов откликнулся на смерть А.С.Пушкина?

8. Добавь к ответу следующую информацию:

Лермонтов зачитывался  воспоминаниями знаменитого гусара Дениса Давыдова, стихами о войне 1812 года, печатав­шимся в журнале А. С. Пушкина "Современник".

Впервые к теме 1812 года Лермонтов обратился в стихотворении «Поле Бородина»,
написанном в 1830 г. Но поэту казалось, что в этом стихотворении слишком много «красивостей» (много ненужных эпитетов, слишком много прилагательных).

1837 году, переработав свой  юношеский на­бросок "Поле Бородина" в замечательное стихотворение "Бородино", Лермонтов создает произведение, ставшее лучшим во всей
русской литературе произведе­нием об этом великом сражении. В отличие от  раннего произведения «Бородино»  более строгое, в нём больше картин сражения.

Литературный критик В. Г. Белинский писал:  "... в каждом слове слышите солдата".

Стихотворение «Бородино»» Михаил Юрьевич Лермонтов написал, по-видимому, в
конце 1836 или в самом начале 1837 г. и отнес его для публикации в литературный
журнал «Современник», издателем которого был сам Александр Сергеевич Пушкин.

2. Чтение наизусть   отрывка их стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (по выбору учащегося, но не менее  8 строф).

*  В каких  строках  (строфах) стихотворения «Бородино»  слышится  голос  солдата?

Билет № 16.

1.Н.В.Гоголь. Быль «Заколдованное место». Характеристика произведения.

«Заколдованное место» относится к  циклу повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». (Как охарактеризовал  А.С.Пушкин эту книгу? Коротко передайте  его слова. Слова А.С.Пушкина см. в учебнике «Литература», часть 2, стр.9).

В основу повести положено детское воспоминание о случае, произошедшем с дедом
рассказчика. (Кратко расскажите, что это за случай).

Завязка произведения - эпизод, в котором дед решил «прихвастнуть перед чумаками», не усидел и принялся танцевать для них казачка.  (Вспомните, кто такие чумаки.)

Развитие действия — попытки деда найти «заколдованное» место. Кульминацией является находка «клада». Согласно  народным поверьям, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны. Охранять и указывать на клады могут наделенные особыми свойствами  животные: змея, ящерицы,
голубая змейка, черный кот, прикованный цепями медведь, филин.

Клады не давались жадным, самоуверенным, слишком любопытным. Как правило, клад им не
доставался.

Представления о  бесполезном  кладоискательстве отразились в поговорках: «И
рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля — клад, да черти его стерегут!».

Вот и развязка повести такая: в котле обнаруживается «сор, дрязг... стыдно сказать, что
такое».

Н.В. Гоголь с юмором рассказал историю, которая позволяет читателю сделать вывод: (
А какой вывод сделаешь ты? Сформулируй этот вывод.)

Литературоведческие термины (учить)

Завязка-это событие, которое является началом, отправной точкой для всех других событий.

Развитие действия - последовательно развивающиеся события.

Кульминация - наиболее напряжённый момент в развитии действия (сюжета), решающий  момент.

Развязка - окончание действия, эпизод, который завершает события.

Эпизод-фрагмент (небольшой отрывок) литературного произведения, описывающий  момент
из жизни героев.

2.Чтение наизусть по выбору стихотворение одного из авторов (учебник «Литература», часть
2, стр. 124-126)

*Подбери эпитеты к слову «весна». Используй все известные тебе варианты образования
эпитетов.

Билет № 17.

1.      Н.А.Некрасов. Образ Волги в стихотворении «На Волге».

Стихотворение «На Волге» Н.А.Некрасов  написал в 1860 году, поэту тогда было почти сорок лет. Волгу будущий поэт увидел, когда  ему    не исполнилось и  трёх лет. Семья  Некрасовых переехала в родовое имение Грешнёво Ярославской губернии. Близ Волги проходило детство
будущего поэта. Картины подневольного труда и жизни крепостных, тягостный труд
бурлаков- всё это  запало в душу Некрасова. Ещё мальчиком Николай Алексеевич
почувствовал разницу: вот могучая свободная река  и  тяжёлая, порой невыносимая доля  простого человека.

Река Волга - центральный образ стихотворения.

Образ - это отражение  в художественном произведении  любого предмета из
материального мира. У этого предмета  в стихотворении, рассказе, сказке и т.д. появляются характер и судьба. Например, одиноким может быть листочек, оторвавшийся от дерева, а дождевая капля может быть озорницей.

Волга в стихотворении Некрасова  степенная, величавая:

Уж  я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Поэт обращается к ней, как к живому существу:
О Волга!

По этой причине мы можем утверждать, что Некрасов использует олицетворение.

Олицетворение -   приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

Эпитет «родной» является ключевым словом, он подчеркивает  отношение поэта  Волге. Для него Волга – колыбель, родной дом, Родина:

О Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя как я?

В начале стихотворения  поэт  любуется рекой, но отношение к родной реке
меняется.  (Докажите это. Постройте 3-4 предложения).

Поэт не смог простить родной реке безучастного отношения к страданиям простого народа. Он назвал Волгу «рекою рабства и тоски».

2. Чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге» (стр.23 от слов «О Волга!.. колыбель моя!» до слов «Не раздавался этот вой!»)

*Придумай сравнения к словам «река», «тоска», «песня». Используй все известные тебе способы создания сравнений.

Билет № 18.

1. Лирика как род литературы. Особенности лирики. Ритм. Стопа.

Лирика – это один из литературных  видов. Слово «лирика» греческого происхождения: слово «лирикос» (lyrikos) значило «произносимый под звуки лиры».

Лирика - это не просто род литературы, это особый (лирический) взгляд на мир, на человека. В его основе  лежат переживания, чувства.

Стихи  необходимо читать. Они представляют собой сгусток эмоций и мыслей.

Жанры лирики: стихотворение (самая распространённая форма), элегия (печальное
рассуждение о смысле жизни и человеческого существования), ода (торжественное
произведение, прославляющее выдающегося человека или выдающееся событие),
послание (стихотворное «письмо»),  сонет (четырнадцатистрочное стихотворение о любви, красоте, подвигах). Также к лирике относят  стАнсы, песню, гимн, романс,
эпигрАмму, эпиталАму, эпитАфию.

Основой лирического произведения является ритм. Ритм - это повторение чередующихся во
времени и в пространстве каких-либо одинаковых элементов или явлений. Например,
чередуются рисуночные изображения в орнаменте, движения в танце, времена года.

Откуда же  в строке (стихе) этот ритм? Он возникает за счёт чередования сильных и слабых слогов (выделяемый голосом слог - сильный, другой - слабый).

Соединение сильного и одного (или двух слабых) слогов называют стопой.

В стихотворной строке несколько стоп, сильные слоги сменяются слабыми, поэтому мы и чувствуем ритм стихотворения. Чтобы уловить ритм, нужно специально голосом выделять сильные слоги.

2.Чтение наизусть по выбору стихотворение одного из авторов (учебник «Литература», часть 2, стр. 124-126)

*Подбери эпитеты к слову «весна». Используй все известные тебе варианты образования
эпитетов.

Понравилась статья? Поделись ей:

Facebook Twitter LinkedIn ВКонтакте LiveJournal Мой мир Я.ру Одноклассники

Недостаточно прав для комментирования

Опрос

Какое отношение Вы имеете к интернату №16?

Мой ребенок учится в этой школе - 19.3%
Ищу школу моему ребенку - 28.2%
Я бывший ученик этой школы - 8.4%
Я учусь в этой школе - 20%
Просто заглянул на этот сайт - 8.9%
Мои друзья учатся в этой школе - 3.6%
Я работаю в этой школе - 9.2%
Я работал (а) в этой школе - 2.4%

Total votes: 415
The poll has expired
Refresh results

02 Последние комментарии

  • Команда регби

    • Большое спасибо!

      Подробнее...

       
    • Добрый день! Телефон для связи с тренером по регби Александром Михайловичем: 89169067349

      Подробнее...

       
    • Добрый день, Ольга Владимировна! Не могли бы вы дать мне, информацию о тренере Александре Михайловиче ...

      Подробнее...

  • Письмо Х.К. Андерсену из ХХI века 4 "Б"

  • Учебные периоды в 2012-2013 учебном году

    • Уважаемы преподаватели, добрый день. Уточните пожалуйста информацию о датах дополнительных каникул ...

      Подробнее...

07 Общение

08 Форум

Неофициальный сайт Школы "ШИК 16", отражает жизнь школы в период с 2009 по 2018 годы.