Экзамен по литературе 6б класс,билет № 6
- Подробности
- Опубликовано 13.04.2013 10:14
- Автор: Елена Алексеевна Александрова
- Просмотров: 4032
Билет № 6.
Ребята, я составила текст ответа,поэтому задача упростилась- учите, не ленитесь.
1.Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе»: основной смысл, главный герой, значение произведения для потомков.
«Повесть временных лет» — это название первого русского сборника летописей, сказаний, повестей, легенд, преданий о различных исторических лицах и событиях. Сборник начинается рассказами о библейских временах и заканчивается 1117 годом (то есть началом ХIIвека).
«Сказание о белгородском киселе»- это название одного из рассказов, который помещён в «Повесть временных лет». Сказание - это общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера (предания, легенды).
В названии сказания есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.
В X веке нашей эры Киевская Русь постоянно подвергалась набегам кочевников-печенегов. Они грабили, сжигали города и деревни, уводили людей в рабство. Х век – это период постоянных битв. Они были таким частыми, что большинство из них забылось. Зато случаи, когда удавалось победить с минимальными жертвами или с помощью остроумия, находчивости, запечатлелись в легендах, былинах и народных сказаниях.
В 997 году, пользуясь отсутствием князя Владимира, печенеги напали на город Белгород, но захватить город не смогли и тогда, окружив его, начали осаду.
«Сказание о белгородском киселе» — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Хитрость нужна была для того, чтобы спасти людей.
Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и «не давали выйти из города, и был в городе сильный голод... И затянулась осада города». Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. ( В сказании написано: «И собрали вече в городе, и сказали: "Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода"»). Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а собрать по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они сделали это. Женщины сделать болтушку( то есть кисель), в колодец поставили кадку с болтушкой. На следующий день привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. ( В сказании написано: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане»). Враги ушли от города восвояси. В сказании русский летописец не просто рассказал историю, он прославил мудрость и находчивость народа.
Сказание замечательно тем, что в нём героем является простой русский человек, который с помощью смекалки освободил родную землю от врагов. Сказание написано с любовью к родине и к людям. Дмитрий Сергеевич Лихачёва (учёный, который был знатоком древнерусской литературы) сказал: «Корни современности глубоко уходят в родную почву». Может быть, кто-то и из наших предков был в осаждённом Белгороде и спасал родную землю.
2.Чтение наизусть . А. К. Толстой стихотворение «Край ты мой, родимый край...»
Край ты мой, родимый край,
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
1856 год
Подробнее...